Асхат Ускембаев
Анализ внешней среды
Анализ бизнеса/ситуации
Маркетинговый аудит/анализ ситуации рассматривает как внешние, так и внутренние факторы, которые влияют на компанию.

  1. Внешний анализ состоит из 2х составляющих – макро-среды и микро (рыночной) среды.
  • Макроэкономические факторы касаются широкого экономического контекста, который находится вне контроля менеджента компании;
  • Микроэкономические факторы имеют отношение к конкретному рынку, и на которые менеджмент может до определенной степени влиять.

2. Внутренний анализ касается анализа характеристик бизнеса и ресурсов организации. Обязательно включает информацию о продукте/рыночном положении компании.


3. Внутренние и внешние факторы обычно суммируются и оцениваются с помощью SWOT анализа:
  • S – Strengths, сильные стороны;
  • W – Weaknesses, слабости;
  • O – Opportunities, возможности;
  • T – Threats, угрозы.
АНАЛИЗ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
Маркетинговая среда – это факторы и силы, которые влияют на способность маркетинга в компании развивать и поддерживать успешные взаимоотношения со своей целевой аудиторией (Котлер).

Для отслеживания изменений в маркетинговой среде, необходимо ее регулярно анализировать. Изменения маркетинговой среды могут быть:
  • Цикличными – временные, повторяющиеся, предсказуемые, решаются на тактическом уровне
  • Структурными – долгосрочные и постоянные, обычно необратимые, решаются рыночными инновациями

По темпу изменений рынки могут быть: стабильные, динамичные, турбулентные
Анализ внешних факторов
Макроэкономическая среда
Макроэкономические факторы могут быть проанализированы с помощью системы PEST:
• Political – политические (и юридические)
• Economical – экономические
• Social – социальные (и экологические)
• Technological – технологические
Политические факторы – определяются степенью влияния правительства на экономику
  • Денежная политика, кредитные ставки, курс обмена валют;
  • Экономический климат (например, свобода инвестиций, монополии)
  • Стабильность правительства
  • Организация предприятий, контрактное законодательство;
  • Закон о труде,технике безопасности.
Экономические факторы – общее состояние экономики:
  • Экономические тенденции регионального, национального и мирового уровня;
  • Рост/падение ВВП
  • Уровень инфляции
  • Безработица и наличие рабочей силы
  • Налоги
  • Доступность кредита
  • Курс валют.
Социальные факторы – изменения в природе общества, его отношении и привычках поведения
  • Тенденции изменения возраста населения
  • Культурные изменения (язык, религия, ценности)
  • Социально-экономические группы (образование, доход, занятость)
  • Растущие стандарты жизни, урбанизация
  • Семейное положение (одинокие/полные домохозяйства)
  • Отношение к проблемам окружающей среды: стоимость и доступность ресурсов; изменение спроса и ценностей.
Технологические факторы – новые продукты и услуги, их разнообразие (возможность выбора), новые методы и процессы производства, дополнительные услуги и методы доставки.
PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов или в табличной форме.
P (Political) — факторы политико-правового окружения компании. При анализе политико — правового окружения отрасли, рынка или страны рекомендуется ответить на вопросы относительно ключевых изменений в области политической стабильности и правового регулирования.

Во-первых, изменится ли в ближайшее время законодательная база страны, рынка, отрасли, в которой функционирует компания? Повлияют ли изменения законодательной базы на деятельность компании (в первую очередь в сфере прибыльности бизнеса)?

Например, ввод закона, который будет ограничивать возможность наценок на товар; изменение налогообложения в отрасли или введение новых тарифов; ввод закона, ограничивающего рекламу или распространение товара; ужесточение требований по сертификации товара

Во-вторых, необходимо обратить внимание на уровень вмешательства государства в бизнес компании. Значителен ли он? Будет ли изменяться в ближайшем будущем?

В-третьих, важен также уровень коррумпированности отрасли и его влияние на деятельность компании?

В-четвертых, отношение страны с другими странами или международными организациями. Будут ли меняться, упрощаться или усложнятся такие взаимоотношения?
E (Economical) — факторы экономического состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо определить 6 ключевых параметров, характеризующих состояние экономики страны/ рынка, на котором функционирует компания.

  • Динамика развития экономики — спад, рост, стагнация
  • Изменение курсов валют, стоимости капитала
  • Изменение уровня безработицы
  • Изменение уровня инфляции
  • Изменение располагаемого дохода на душу населения
  • Тенденции в банковской сфере
S (Socio — cultural) — факторы социального и культурного состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо описать 5 ключевых параметров:

  • Изменение демографического состояния: движение населения (убыль или рост), поло-возрастная структура рынка, изменение расовой принадлежности
  • Уровень образованности населения, в том числе уровень квалификации кадров
  • Особенности менталитета, важные культурные ценности
  • Изменение социальных слоев населения
  • Изменение вкусов и предпочтений аудитории, устоявшиеся мифы и предубеждения.
T (Technological) — факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли. Данная группа факторов требует детального анализа, так как в эпоху технологического процесса именно изменение в технологии может кардинально изменить устоявшееся состояние рынка.

В ходе анализа технологических факторов необходимо обратить внимание на 4 параметра:
  • Возможные изменения в ключевых технологиях, используемых на рынке (инновации в оборудовании, материалах, в бизнес-моделях и методах ведения бизнеса)
  • Влияние интернета на развитие рынка
  • Влияние мобильных технологий на развитие рынка
  • Инновации в информационных технологиях, позволяющих более эффективно конкурировать на рынке.
Рекомендации по проведению PEST анализа

Проводя PEST анализ, стремитесь описывать не просто текущее состояние каждого фактора, а прогнозировать его изменение на ближайшее 3-5 лет. Именно оценка влияния фактора в долгосрочной перспективе на прибыль компании позволяет применять полученные данные для формирования стратегии.

Подойдите к процессу составления PEST анализа досконально. Не жалейте времени и подробно опишите по каждому фактору ключевые тенденции на 3-5 лет. Затем, посмотрите на все факторы и оставьте только те, которые могут повлиять на прибыль компании в будущем. После того, как значимые факторы, способные повлиять на прибыль компании определены, начинается самый сложный этап анализа: разработка тактических действий, которые могут снизить отрицательное влияние фактора на деятельность компании и максимизируют прибыль.

Если компания реализует свои товары на разных географических рынках и функционирует в разных отраслях — рекомендуется проводить PEST анализ для каждой отрасли, для каждого рынка.
Практическая работа
Проведение PEST анализа
Важные моменты составления PEST анализа

Давая оценку политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим факторам, необходимо учитывать не только их фактическое состояние, но и прогнозировать возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Именно поэтому так важно, чтобы в проведении PEST анализа принимали участие эксперты отрасли или персонал компании, который уже давно взаимодействует с рынком.

Весь процесс проведения PEST анализа можно условно разбить на следующие этапы:
  1. Определение факторов, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании
  2. Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора
  3. Анализ значимости и степени влияния каждого фактора
  4. Составление сводной таблицы PEST анализа

Информация и понимание ситуации — самый важный этап любого анализа. Для получение реалистичной картины об изменении рыночных факторов опросите людей, которые с разных точек зрения смотрят на рынок: независимые эксперты рынка, менеджеры по продажам, продавцы (напрямую взаимодействующие с конечными покупателями), собственники бизнеса, руководители разных отделов, топ-менеджмент компании, маркетологи смежных отраслей. Изучите всю открытую информацию по рынку в интернет и печатных изданиях. Посмотрите, какого развития достигла ваша отрасль в более развитых странах, с какими проблемами столкнулась на рынках схожих стран.
Шаг первый: определяем факторы для анализа

Первым шагом составьте перечень факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в долгосрочной перспективе (3-5 лет). Разбейте эти факторы на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические.
Пример таблицы для группировки PEST факторов
Шаг первый: определяем факторы для анализа

Первым шагом составьте перечень факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании в долгосрочной перспективе (3-5 лет). Разбейте эти факторы на 4 группы: политические, экономические, социально-культурные и технологические.
Пример оценки значимости факторов PEST анализа
Шаг второй: определяем степень влияния факторов

После того, как все факторы, способные оказать влияние на продажи и прибыль компании выбраны, необходимо оценить силу влияния каждого фактора. Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:
  • 1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компании
  • 2 — только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании
  • 3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Факторы, которые совсем не влияют на деятельность компании, просто не включаются в таблицу. Оценка силы влияния фактора — это субъективная экспертная оценка.
Пример оценки вероятности колебаний PEST — факторов
Шаг третий: проводим оценку вероятности изменения фактора

Вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность. Оценку лучше проводить не индивидуально, а среди круга людей, имеющих определенный опыт работы в отрасли и экспертизу в любом из направлений работы.

После выставления всех оценок в отдельном столбце рассчитывается среднее арифметическое по ним.
Пример оценки реальной значимости PEST — факторов
Шаг четвертый: оценка реальной значимости факторов

Следующим шагом уже можно рассчитать реальную значимость каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на деятельность компании.

Чем выше реальная значимость фактора (в таблице это столбец «Оценка с поправкой на вес»), тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на бизнес.
Сводная таблица PEST анализа
Шаг пятый: составление сводной таблицы PEST анализа

Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все факторы в порядке убывания своей важности размещаются в следующей таблице:
Таблица PEST анализа — промежуточный вариант. Для того, чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании.
Финальная форма для анализа
Например, снижение реальных располагаемых доходов населения приведет к изменению корзины потребляемых продуктов в отрасли, отказу от части продуктов, росту спроса на более дешевые товары. Для компании это может означать, например, увеличение продаж более дешевых товаров. Для того, чтобы минимизировать влияние данного фактора следует пересмотреть ассортиментный портфель товаров, снизить линейки дорогих продуктов и ввести новые экономичные предложения. также следует отказаться от повышения цен на дешевый ассортимент.
Наглядный пример PEST анализа

Данный пример упрощенного PEST анализа предприятия поможет закрепить прочитанный материал и понять, как сделать анализ на практике.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Принят новый закон, регламентирующий рекламную деятельность, ужесточающий требования к рекламным текстам и запрещающий использовать в рекламе докторов.

В этом году увеличатся ограничения на ввоз ____ сырья и войдут в силу более высокие таможенный пошлины на ввоз.

Рост напряжения в отношениях между нашей страной и страной главного экспортера.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

В следующем году прогноз по росту ВВП страны 3%.

Доступность кредитов будет расти.

Инфляция прогнозируется на уровне 7%, снижение безработицы до 10%,

Уровень располагаемых доходов населения снизится.

Курсы основных валют будут продолжать расти.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

В обществе растет положительное отношение к натуральным продуктам.

Люди более склонны покупать импортные товары.

Увеличивается количество покупок через интернет и использование мобильного интернета в возрастной категории до 35 лет.

Снижается страх перед кредитованием.

Люди предпочитают тратить свой доход и не настроены на формирование долгосрочных накоплений.

Растет средняя продолжительность жизни и возрастная группа 35+ увеличивается.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Технологического прорыва в отрасли не наблюдается.

Игроки не спешат ввозить технологии, использующиеся на более развитых рынках.

Ны рынке больше ценится дизайн, чем технологические свойства продукта.

Исследования и новые разработки ведутся только в области улучшения сенсорики.

В ароматизаторах разрабатывается технология, позволяющая снизить стоимость сырья на 15%.
Скачать таблицу для PEST анализа
СОБЕРИТЕ ДАННЫЕ С ЭТОГО УПРАЖНЕНИЯ В ОДИН PDF ФАЙЛ
Требования к выполненной работе